Сегодня, 06:40
Просмотров: …
Киберкопы опубликовали список завсегдатаев групп в соцсетях, где играют со смертью
Правоохранители настаивают, что сообщества несут угрозу
До Украины докатились волнения по поводу групп в соцсетях, в которых подростков якобы подталкивают к суициду. Напомним, около года назад волна возмущения поднялась в России, где самоубийства школьников связывали с виртуальными сообществами, в названиях которых фигурируют слова «синий кит», «море китов» и «тихий дом».
На днях о существовании групп в Украине заявили и в департаменте киберполиции Нацполиции. Правоохранители опубликовали список, в который вошли около 200 аккаунтов украинцев — завсегдатаев подобных сообществ. «Сегодня» выяснила, насколько активно харьковчане интересуются подобной темой и как попадают в сети.
СХЕМА. Правоохранители настаивают, что сообщества несут угрозу. «Чтобы вступить в такие группы, нужно подать заявку и написать определенный текст у себя на странице. Если администрация группы утвердит кандидатуру, то будет проведено психологическое изучение личности и ее готовности к самоубийству через общение в приватном чате», — говорят в Нацполиции.
Если участника берут «в игру», ему отправляют задания, выполнение которых нужно снимать на камеру мобильного. Некоторые задачи предусматривают нанесение себе увечий. «Когда администратор группы уверен, что ребенок готов укоротить жизнь, создают аудиозапись, в которой обсуждают все его проблемы. Единственный выход из всех проблем, который озвучивают в послании, — совершить самоубийство», — говорят правоохранители.
ХАРЬКОВЧАНЕ. Изучив список пользователей на сайте Нацполиции, мы отыскали 13 аккаунтов харьковчан, которые состоят в подобных сообществах. Встречаются здесь и школьники из райцентров области. К примеру, на страницах двух девочек-подростков, которые живут в Лозовой, не указан их реальный возраст, но, судя по фото, они ученицы средней школы. Обе подписаны на десяток подобных группы.
«Я начала общаться там из банального любопытства. В группе было два куратора, которые давали задания, но я ничего не выполняла, просто нарисовала кита. А потом отправила всю эту группу в черный список», — рассказана нам харьковчанка Анна Кот, состоявшая в группе.
Часть страниц харьковчан — фейковые. Как объяснил нам SMM-специалист, который занимается продвижением групп в социальных медиа, Александр Николаев, в таком профиле пользователя всего одна или пара фотографий и состоит он в тысяче разноплановых групп. Подобные аккаунты — боты (за ними нет реального человека. — Авт.), их создают для того, чтобы увеличить число участников группы. Однако, кто это делает и с какой целью, неизвестно.
СУЛЯТ ГАДЖЕТЫ. Судя по общению в чатах «китовых» сообществ, некоторые дети сами ищут «кураторов», которые бы помогли им попасть в опасную игру. «В такие группы пользователи вступают добровольно. Сейчас достаточно сложно взломать аккаунт и подписаться или вступить в группу без ведома владельца страницы», — говорит Александр. В эти сообщества дети могут попадать и из-за банального любопытства либо желания получить подарок. Участников могут завлекать какими-то розыгрышами, обещаниями. Мы отыскали группу «китов», где якобы разыгрывали современные гаджеты.
ПСИХОЛОГ: «СЛЕДИТЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ»
Специалисты говорят: спровоцировать мысли о суициде у подростка могут два фактора — кризисный период полового созревания, когда и тело, и разум адаптируются к измененному гормональному уровню, и социальное давление родителей и сверстников. «Увеличивают напряжение в сознании ребенка завышенные требования. Порой желание сделать ребенку «как лучше» может вызывать у него яркое нежела¬ние жить», — говорит кандидат психологических наук Борислав Хомуленко. Специалист советует родителям поддерживать чадо независимо от внешних обстоятельств.
«Не стоит пытаться вырастить из тополя дуб, принимайте ребенка таким, какой он есть», — говорит Хомуленко. Психолог советует обращать внимание на поведение отпрыска. Насторожить должна внезапная замкнутость и желание быть в одиночестве, отсутствие увлечений и интереса к происходящему. Это могут быть первые звоночки, свидетельствующие, что подростка посещают суицидальные мысли.