В «Киевской картинной галерее» открылась масштабная выставка «114 день» (имеется в виду, конечно, война с Россией), где ажиотаж вызвал холст художника Шерешевского «Незаконченный» 2019 года – это иронический портрет Владимира Зеленского в наполеоновской позе. А в «Мистецькому арсеналi» на «Выставке о наших ощущениях» интересны звуковые записи сотрудников музея, говорящие о шоке и буднях войны, а также картина Марии Приймаченко «Обезьяны и крокодил».
В Национальном музее «Киевская картинная галерея » в партнерстве с центром современного искусства «Білий Світ» 17 июня открылась масштабная выставка «114 день», посвященная 114 дням войны.
«114 дней тяжелых вдохов и выдохов. Каждый час длится как год. Эта дата не особенная, она нужна только для того, чтобы зафиксировать время. Название имеет техническое звучание, но таков голос арт-центра на фоне бешеного скрежета трагедии», — так разъяснили идею сотрудники Центра современного искусства «Білий Світ».
В экспозиции представлены более 100 работ 40 современных украинских художников (билет 80 грн).
Портрет Зеленского: наполеоновский замах
На экспозиции представлено лучше из того, что было сделано художниками в предвоенный период. А одна из работ «выстрелила» именно когда началась российско-украинская война.
Речь о портрете Владимира Зеленского авторства живописца Владислава Шерешевского с ироническим названием «Незаконченный». Работу эту Шерешевский написал в мае 2019 года – непосредственно после того, как Зеленского выбрали президентом Украины. Галерея «Білий Світ» сделала тогда концептуальный проект «Парадный портрет» для форума Kyiv Art Week, где были портреты Виталия Кличко, Верки Сердючки, Леонида Кравчука и т.д. Они были написаны разными украинскими художниками в разных техниках и стилистиках. И тогда уже вызвал интерес портрет Зеленского кисти Шерешевского: президент там был изображен с жестом, присущим Наполеону – это был иронический отсыл к фильму-комедии «Ржевский против Наполеона» (2012), где Зеленский играл французского императора.
Портрет Зеленского был сознательно не дорисован: в него была заложена метафора с дальним прицелом — мол, посмотрим, какой из тебя Владимир Александрович правитель. И в названии картины – игра слов. «Незаконченный» – с одной стороны, не закончен портрет, но и как бы наш национальный лидер – незаконченный вроде тип. А вдруг Зеленский себя позитивно проявит?
Некоторые тогда обвиняли Шерешевского в том, что он больше подхалимничает, чем троллит. Однако прошло три года — и портрет Зеленского «выстрелил», поскольку президент действительно в этой войне проявил наполеоновский характер. Публика на выставке удивлялась, что работа 2019 года. (Шерешевский тонко чувствует время: Фокус писал о его выставке в 2020 году, где лейтмотивом стали пять портретов Джокера, отсылающих к фильму с Хоакином Фениксом).
Кстати, на днях на столичном аукционе «Дукат» была продана работа Владислава Шерешевского Smoke on the Water (в названии обыгрывается название хита Deep Purple, а на холсте мужчина с банкой пива, сидя на морском берегу, наблюдает за пылающим на горизонте крейсером «Москва») за $15 тыс. Все деньги от продажи – в ВСУ.
«Для меня это аукционный рекорд, — признался на выставке мастер Фокусу. – А мой личный – это $40 тыс. Но работа была куплена не на аукционе».
«Smoke on the Water», Владислав Шерешевский, 2022
24 июня у Шерешевского уже непосредственно в галерее «Білий Світ» откроется персональная выставка «Военное положение» с более свежими холстами.
С нашим временем «рифмовалась» на экспозиции и работа 2017 года Петра Сметаны «Освобожденная территория», где на холсте выжженная заводская панорама Донбасса – с трубами и терриконами вдалеке.
«Овобожденная территория», Петр Сметана, 2017
Ощущения от воздушных тревог. Что пережили украинцы за 114 дней войны
Что касается, экспозиции в «Мистецькому асреналі», то главную идею ее авторы вложили в название.
«Выставка о наших ощущениях» (билет 40 грн) – это свидетельства о пережитых за время войны чувствах. Создатели так изложили на стенде концепцию проекта: «Понять все, что с нами происходит во время войны, пока невозможно и, вероятно, еще рано. Но мы снова и снова – в мыслях и разговорах – возвращаемся к этому опыту. Как мы понимаем искусство? Как его ощущаем? Война изменила наши планы и заставила сфокусироваться на новом опыте, отыскивая художественные соответствия с собственными ощущениями войны».
С нескольких экранов льются монологи сотрудников музея (их можно послушать через наушники) о том, что они делали во время войны и какие чувства при этом испытывали. В частности, есть и монолог директора «Мистецького арсеналу» Олеси Островской-Лютой, которая рассказала, что вторжение войск РФ ее «шокировало, но не удивило», потому, что она родом из Львова – и после 1939 года там всегда ожидали, что от соседства с Россией ничего хорошего ждать не стоит.
Также директор подробно описала военные будни Печерского района, где расположен «Мистецький арсенал», когда спокойствие смешивалось с тревогой, а больше всего это состояние напоминало «оцепенение сжатой мышцы».
Посетители «Выставки о наших ощущениях» слушают монологи работников музея о войне
В отдельном помещении был микрофон и камера, где любой желающий мог записать свою историю на заданную тему. Как раз там увлеченно что-то рассказывали две девушки.
На выставке представлена и картина классика наивного искусства, нашей легендарной художницы Марии Приймаченко — чей музей в Иванково недавно был сожжен российскими оккупантами. Полотно 1961 года называется «Обезьяны и крокодил». Приматы бросаются наутек по каким-то цветущим растениям от зеленого зубастого чудовища внизу. Этот холст действительно как-то рифмуется с заявленной темой: ощущения мирных жителей от начала войны.
«Обезьяны и крокодил», Мария Приймаченко, 1961
Арсен Саадов здесь показал работу «М 21 ОФ» (2017) – это коробка из-под снарядов, в которой вместо снаряда лежит огромный карандаш, а на внутренней поверхности военной тары – мирное голубое небо. Эта инсталляция – мечта о мире.
«М-21-ОФ», Арсен Савадов, инсталляция, 2017
Но наибольший ажиотаж среди посетителей вызвало полотно из далекой мирной жизни «Ремонт – состояние души» 2012 года художника Олега Харча (о котором Фокус писал в материале о Первой украинской биеннале цифрового и медиаискусства), где полуобнаженные женщина и мужчина, безмятежно отдыхают на полу во время перерыва в ремонтных работах. Полотно и вызывает улыбку, и трогает, так как очевидно, что между ремонтниками явно есть и романтические чувства. Возможно, они ремонтируют свое семейное гнездо.
«Ремонт — состояние-души», Олег Харч (Харченко), 2012