О празднике рассказал Владыка Павел.
В эту среду, 15 февраля, православные отмечают Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников, передает со ссылкой на ..
Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость». И этот праздник символизирует не просто приношение младенца Иисуса в храм и встречу Симеона и Анны с младенцем Иисусом, но встречу всего человечества в лице старца Симеона с Богом.
О празднике читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
«В жизни Церкви есть круг богослужений, который напоминает нам о земных событиях жизни Христа», — напомнил митрополит.
Христос сказал: «Я пришел не нарушить законы пророков, а исполнить. И в 40 день после рождения Богомладенца Христа Спасителя Дева Мария с Иосифом Обручником, совершив в восьмой день обряд Обрезания крайней плоти Богомладенцу с наречением имени, из Вифлеема приходят в Иерусалимский храм для того, чтобы принести жертву за первенца и за очистительный период матери-женщины.
По Закону Моисееву, по велению Божьему, женщина до 40-го дня не имеет права выходить в город, не имеет права заходить в храм, не имеет права причащаться и т.п. Матерь Божия пришла в храм очиститься, хоть у Ее не было в этом нужды поскольку зачала без мужа, родила без болезни, не имела скверны. Родившая Источник чистоты не может быть нечистой. Но Она смиренно исполняет предписания Закона.
В 40-й день праведный Иосиф и Дева Мария приходят в Иерусалимский храм, и они становятся не в том месте, где обычно стояли жены для очищения, а первосвященник пророк Захария (отец Иоанна Крестителя) поставил Деву Марию с Младенцем на месте девиц, что вызвало негодование у книжников и фарисеев. Но Захария начал объяснять, что это Дева чистая и непорочная, и если Богу угодно, чтобы Дева родила и по рождестве была Девою, то это изволение исполняется. А эта Дева превыше всех дев.
Они принесли по Закону жертву – двух голубей, которые являются символом чистоты, мудрости и святости, тем самым Законодатель с точностью исполняет тот Закон, который Он дал людям. Позднее Спаситель скажет Иоанну Крестителю во время Крещения: «Оставь ныне, ибо нам надлежит исполнить всякую правду».
В то время, когда Святое Семейство пребывало в храме, ведомый Духом Святым в храм заходит старец Симеон, который прожил долгие годы, ему уже было более 300 лет.
Во время, когда император Птоломей хотел иметь книгу Священного Писания, он собрал 72 ученых мужа, почему и называется она в научном мире «Книга 72 толковников». Каждому мужу попала определенная часть текста. Святой Симеон Богоприимец прочитал пророка Исаию, где было написано «Се Дева во чрево примет и родит Сына…» Эти слова возмутили его сердце: как Дева может родить? И он хотел заменить слово «дева» словом «жена». Но в то время Ангел взял его за руку и сказал: «Симеон, имей веру Божию. Не умрешь до тех пор, пока не увидишь спасение мира – Христа на своих руках».
И проходили десятки, сотни лет, он ждал этого благословенного времени. И уже умерли все родные, знакомые и не одно поколение. И вот в этот долгожданный день он приходит в Иерусалимский храм и, посмотрев на Деву Марию с Богомладенцем, видит Благодать Божию, окружающую Их. С благоговейным страхом и великою радостью берет на руки этого Необыкновенного Младенца и произносит слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Эти слова входят в Священное Писание книги Нового Завета.
После этого он обратился к Божией Матери со словами: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу да откроются помышления многих сердец». То есть на падение тем, кто не уверует в проповедь Его и на восстание тем, кто с любовью примет Его. И это посеет великий раздор между людьми – одни будут называть Его благим, другие будут говорить, что Он обманывает людей. А оружие печали и боли пройдет сердце Богоматери, когда Она увидит Своего Сына распятым на кресте.
После этого Симеон вернувшись домой, уснул блаженным сном и предстал пред Господом.
При храме была 84-летняя вдова Анна Пророчица, которая прожила в супружестве семь лет, а после смерти мужа проводила Богоугодную жизнь в посте и молитве, пребывая в храме. Она много говорила о Христе Иисусе пророческих изречений, и в этот день она пророчествовала о принесенном в храм Младенце. Все это вызывало гнев книжников и фарисеев, которые рассказали обо всем царю Ироду, который послал воинов убить Богомладенца. Но воины не нашли Его, поскольку согласно откровению, которое было Иосифу во сне, Дева Мария с Иосифом Обручником и младенцем ушли в Египет, исполнив в храме все, что требовал Закон, они пошли в Галилею в город Назарет, а затем под сумраком ночи, чтобы никто не видел, потому что Ирод искал уже убить младенца Христа, они удалились в Египет.Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам Церкви, но только при императоре Юстиниане в 528 году он начинает отмечаться очень торжественно. Это было связано с тем, что Антиохию при императоре Юстиниане постигало одно бедствие за другим: землетрясение, моровая язва – и все эти катаклизмы уносили жизни тысяч людей. И одному благочестивому христианину было видение, чтобы совершать этот праздник торжественно. Тогда в этот день была совершена праздничная служба и крестный ход – и бедствия прекратились.
В благодарность Богу Церковь постановила в 544 году торжественно отмечать этот великий праздник. Этот праздник – праздник Богородичный, священники служат в голубых одеждах, потому что это очистительный период Божией Матери и посвящение Младенца на служение Богу.
В этот день освящаются церковные свечи, также освящается вода в знак того, что Христос явился просвещением народа и свеча символизирует просвещение, теплоту, огонь очищающий. Поэтому освящаются свечи, освящается вода для того, чтобы человек имел отраду и утешение, и помощь Божественной благодати в своей жизни.
Этим праздником заканчиваются и Рождественские святки. И дальше о Христе мы только узнаем, Апостол Лука напишет, что Он пришел со Своей Матерью в 12 лет в Иерусалимский храм и Он как бы затеряется в толпе народа. Пройдя суточный путь, Дева Мария и Иосиф возвратятся назад в страхе и трепете, что потеряли Сына и найдут Его в Иерусалимском храме, где Он будет задавать вопросы книжникам, первосвященникам и будет слушать их наставления. И они все будут удивляться Его мудрости. Он скажет родителям: «Зачем вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне надлежит быть в Доме Отца Моего. Я должен делать то, что Мне велено».
«Поэтому, дорогие братья и сестры, женщины, вы должны совершать, не нарушая устав церкви, это не человеческие выдумки, вы должны посвящать своих детей на служение Богу. В восьмой день дать ему имя, совершить Таинство Крещения и в 40-й день вы должны прийти получить разрешительную молитву, которая так необходима Вам и тому, кого вы родили. Пускай Всемилостивый Господь хранит Вас на всех жизненных путях. С праздником. Божье благословение на всех вас!» – пожелал читателям «Вестей» митрополит Павел.Православные в дни святых праздников не делают следующего:
не ругаются;
не прибираются – традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берет начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно: чтобы собрать новообращенных христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания;
не стирают;
не работают в огороде;
не моются – однако душ принять в святые дни никем не возбраняется. С логической точки зрения толкование этого запрета таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – то есть работы достаточно много.
Кроме того, на Сретение не советуют отправляться в дальнюю дорогу: она может кончиться плохо.
Многие интересуются: «Можно ли вязать в церковные праздники?» Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.
В общем и целом, как и в любой двунадесятый праздник, в день Сретения Господня нежелательно работать. Исключением являются те случаи, когда работу необходимо выполнять во благо других людей.
Зато непременно стоит посетить церковь, так как в день Сретения Господня в храме совершается особое торжественное богослужение и служится молебен. Из церкви домой стоит захватить сретенские свечи, так как свечи в этот день освящаются специальным чином. Эти свечи нужно бережно хранить в течении целого года. Так называемые Сретенские свечи зажигают в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу. Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядицы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом и освящает сердца Святым Духом.
В течение же года свечу зажигали в таких случаях:
если над домом бушевала страшная непогода,
если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм,
если возникали сложности в родах,
если человека «поймала черная болезнь» (эпилепсия),
если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).
Вторая важная традиция на Сретение — освящение воды.
Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.
Сретенскую воду использовали в таких случаях:
для лечения ран и внутренних болезней,
от сглаза и ведьмовских чар,
кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом,
в начале сезона пасечники кропили ею ульи,
этой же водой окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы.Молитва на Сретение к Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый!
Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем. Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя.
В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.
Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою.
Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.
В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.
Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва на Сретение к Пресвятой Богородице
О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная Агнице, миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего!
Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея, яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше и на радость и спасение всему миру.
Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая, Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем?
Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая, Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо. Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище, носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная.
Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго.
Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая, яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты, превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен.
Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего, сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего, зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних, паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону, неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих, егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его, и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим, да не растлим храм плоти нашея.
И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших, да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе, егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.В народе этот день считали днем первой встречи весны (вторая встреча приходится на Сороки, третья — на Благовещенье). Сретенские морозы считались последними, после них крестьяне не решались пускаться в дальний путь на санях. Этот день был одним из самых больших праздников весны.
В северо-западной Руси праздник был известен под названием Громниц. В этот день было принято приносить в церковь для освещения свечи. Потом во время грозы (и, соответственно, грома) их зажигали, чтобы отогнать беду. Громницы (так называли сами свечи) давали также в руки умирающим, чтобы к нему не смогла подойти нечистая сила. Также в этот день иногда поджигали друг другу волосы — это считалось верным средством от головной боли.
В Сретенье особо заботились о домашней птице. Например, начинали кормить кур овсом, приговаривая: «Корми кур овсом — летом будешь с яйцом». И наоборот: «Если птица напьется воды (то есть не поест) — наберутся хозяева беды».
С этим праздником связано множество поговорок. Например, говорили: «Сретенье — зима с летом встретились»; «Солнце на лето, зима на мороз»; «У дня больше света, у ночи меньше стужи»; «Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет».
Не меньше было и примет на погоду. Считалось, что если метет снег — будет поздняя весна. На это уже указывало небо с множеством белых звезд. По погоде на Сретенье судили об урожае трав: бросали поперек дороги палку и наблюдали — если снег заметет ее, то травы будет мало. А вот если в этот день тихо и солнечно, то уродится лен. Капель предвещала урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев.