Сегодня, 07:55
Просмотров: …
По плану Кабмина, новая система затронет всех загрязнителей – от производителей товаров до конечных потребителей
Мусор предлагают воспринимать как ценный ресурс. Все фото: Pixabay
Минэкологии Украины в конце 2016 года представило первый вариант проекта Национальной стратегии обращения с отходами и выставило его на общественное обсуждение, которое продлится 1,5 – 2 месяца.
Документ охватывает семь основных потоков отходов: твердые бытовые, промышленные, опасные, строительные, сельскохозяйственные, электрические и другие, он базируется на стандартах и подходах ЕС, предусмотренных Соглашением об ассоциации с ЕС. Эта стратегия должна стать основой для будущей разработки регуляторной базы в сфере экологии.
Над созданием проекта работала межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минэкологии, Минэкономразвития, Минрегиона, а также эксперты немецкой федеральной компании GIZ, ЕБРР и проектов технической помощи ЕС.
Документ очень большой – около 400 страниц. Но раздел твердых бытовых отходов (в документе они названы муниципальными) затрагивает интересы максимального числа украинцев.
Изменение поведения
Стратегия обращения с бытовыми отходами названа «Изменяя наше поведение». Она рассчитана до 2030 г. Согласно стратегии, бытовые отходы в Украине должны восприниматься как ценный ресурс, которым нужно управлять, а не как требующая решения проблема. Для этого планируется:
- уделять больше внимания профилактике и свести к минимуму образование бытовых отходов;
- изменить структуру производства и потребления, а также улучшить обращение с бытовыми отходами;
- признать, что большинство бытовых отходов является ресурсом, и при условии их повторного использования можно уменьшить потребление природных ресурсов и свести к минимуму влияние отходов на окружающую среду.
В перспективе Украина должна отойти от использования полигонов для отходов как единственного пути обращения с ними и двигаться в направлении сортировки мусора, разделения его на потоки для повторного использования, переработки или утилизации с помещением оставшихся отходов на региональные полигоны, отвечающие требованиям ЕС.
«Загрязнитель платит»: стратегия предполагает возложить расходы на производителей, дистрибьюторов, розничных продавцов и конечных потребителей.
Стратегия предусматривает создание системы комплексного обращения с бытовыми отходами, с использованием частного сектора в качестве как операторов, так и инвесторов.
Комплексное обращение с отходами охватывает все их источники и аспекты: образование, разделение, транспортировка, сортировка, обработка, утилизация и удаление. Инфраструктура для работы с бытовыми отходами должна способствовать достижению следующих целей в течение следующих 14 лет:
- предотвращение попадания значительной части бытовых отходов на полигоны;
- увеличение охвата населения сбором сухих ценных компонентов до 50% в краткосрочной и до 90% в долгосрочной перспективе;
- строительство 20 новых объектов переработки бытовых отходов (мусоросортировочных линий) в краткосрочной перспективе и более 18 в среднесрочной перспективе с использованием экологически безопасных технологий как альтернативы полигонам, включая создание объектов для компостирования и других объектов биологической обработки;
- рационализация полигонов бытовых отходов путем последовательного и устойчивого сокращением их количества, результатом чего станет сеть из 150 – 250 современных объектов.
Стратегия предполагает возложить расходы на загрязнителя, в соответствии с принципом «загрязнитель платит». Каждый участник в цепочке должен разделить эти расходы: производитель, дистрибьютор, розничный продавец и конечный потребитель.
С чем нужно работать
На сегодняшний день нет достоверной статистики применительно к бытовым отходам в Украине. Систематические исследования по этой теме отсутствуют, а имеющиеся данные разбросаны по разным источникам и отчетам и часто противоречат друг другу.
Согласно официальной статистике, объемы образования бытовых отходов в Украине в 2015 г. составили 48 млн куб. м или около 11,8 млн т. Но поскольку только 78% населения в стране пользуется услугами по сбору бытовых отходов, то общие объемы образования отходов на самом деле гораздо больше.
Экологическое сознание в Украине находится на низком уровне, в результате чего модели потребления не учитывают влияние продукции на окружающую среду как фактор при покупке товаров. Это также проявляется в низком уровне использования услуг по сбору и утилизации, в удалении отходов на стихийные свалки, сжигании отходов.
В 2015 г. только 5,93% образованных бытовых отходов было утилизировано, в том числе 2,73% (1,3 млн куб.м) – сожжены, 3,2% (1,55 млн куб. м) – направлены на мусороперерабатывающие заводы и около 17 тыс. куб.м (0,003%) компостированны. Остальные (около 94%) направлены на свалки и полигоны.
Основные проблемы существующей системы обращения с отходами:
- отсутствие комплексного подхода;
- плохо развитое межмуниципальное сотрудничество, что создает дисбаланс между местными органами власти в пользу крупных городов и более урбанизированных населенных пунктов;
- низкий уровень охвата услугами по сбору бытовых отходов, особенно в сельской местности, а по услугами по раздельному сбору – еще ниже;
- значительная роль неформального сектора в сфере обращения с бытовыми отходами, что препятствует развитию официального рынка;
- большое количество полигонов/свалок (почти в каждом населенном пункте), которые обычно не соответствуют экологическим стандартам, а также распространенность несанкционированных свалок, что делает ситуацию с захоронением отходов практически неконтролируемой;
- низкие тарифы на захоронение бытовых отходов, которые не стимулируют раздельный сбор и сортировку. Расходы на развитие не включены исполнителями услуг в тариф. Не учтены в нем и расходы, связанные с закрытием полигонов и их рекультивацией.
Базовые принципы стратегии
Предлагаемая стратегия опирается на принятую в мире иерархию вариантов обращения с отходами, в которой приоритеты таковы:
Согласно Рамочной директиве ЕС об отходах, «предотвращение» означает меры, принятые до того, как вещество, материал или продукт стали отходами. Оно уменьшает:
- объемы отходов, в том числе за счет повторного использования продукции или продления срока ее службы;
- негативное влияние отходов на окружающую среду и здоровье человека;
- содержание вредных веществ в материалах и продуктах.
Также задача состоит в разработке Национальной программы по предотвращению образования отходов. Она должны свести к минимуму образование отходов, а также а такдже как можно дольше сохранять ценность продукции, материалов и ресурсов для экономики Украины.
В долгосрочной перспективе планируется отказ от системы учета бытовых отходов на основе объемов в пользу системы на основе веса. Для такого изменения нужно организовать сеть платформенных весов, что повлечет за собой значительные финансовые последствия. Способствовать новшествам будет постепенное включение платформенных весов в состав новых комплексов обработки бытовых отходов и перегрузочных станций.
Ответственность производителя
Расширенная ответственность производителя (РОП) является стратегическим подходом, согласно которому производители принимают на себя ответственность – финансовую и/или физическую – для обработки и удаления отходов потребления. Возложение такой ответственности может обеспечить стимулы для предотвращения образования отходов у источника загрязнения, способствовать экологическому дизайну продукции и оказать поддержку в достижении целей по переработке отходов и управления материалами на государственном уровне.
К 2022 г. планируется создать схемы РОП для отдельных потоков бытовых отходов, таких как отходы упаковки и ОЭЭО (отходы электрического и электронного оборудования), путем внесения изменений в закон «Об отходах» и путем принятия специальных законов для упаковки и ОЭЭО. Поправки в закон будут включать положения, обязывающие производителей сотрудничать с местными органами власти для обеспечения раздельного сбора в упаковки.
В рамках реализации принципа РОП планируется, что:
- к 2024 г. показатель утилизации отходов упаковки достигнет 60%;
- к 2022 г. при реализации отходов упаковки приоритетной задачей должна стать реализация системы «залог-возврат» для отходов упаковки из-под напитков, в частности, стеклянных бутылок;
- к 2022 г. должно быть создано не менее 50 центров приема товаров и одежды, бывших в употреблении, а также электротоваров и электроники.
Переработка отходов
Сейчас уровень переработки отходов в Украине находится на низком уровне. Ключевой проблемой является отсутствие организованной системы, способной проводить эффективный сбор вторсырья высокого качества. В этой сфере в стратегии предложены следующие задачи:
- к 2022 г. общий показатель переработки бытовых отходов должен достичь 6% от общего объема, а к 2030 г. – 11%;
- 2024 г. создать в Украине ряд пилотных схем раздельного сбора и переработки «мокрых» бытовых отходов (биоотходов);
- к 2022 г. реализация компостирования в домашних условиях должна охватить 30% домохозяйств Украины;
- к 2024 г. утилизация 60% отходов упаковки; 60% стеклянной тары; 23% пластиковой упаковки; 60% упаковки из бумаги и картона; 50% упаковки из металла; 15% упаковки из дерева.
К 2022 г. предлагается создать сеть центров приема бытовых отходов во всех населенных пунктах Украины с населением более 50 тысяч человек (их 140). Такие центры будут служить для сбора и хранения опасных бытовых отходов, крупногабаритных отходов (мебель, большие предметы домашнего обихода и т.д.), вторсырья, ОЭЭО (в том числе батареек и аккумуляторов), садовых отходов, а также строительных отходов домохозяйств.
График увеличения налога на захоронение, евро за тонну
Опасные отходы
Инертные отходы
Сейчас
0,14
0
2017
0,4
0,1
2018
0,8
0,2
2020
1,5
0,3
2022
3,0
0,6
2024
4,5
1,0
2026
7,0
1,5
2028
10
2,0
2030
15
3,0
Окончательное удаление
В этой сфере в стратегии предложены такие задачи:
- к 2024 г. по всей территории Украины создать сеть региональных полигонов для захоронения отходов;
- к 2022 г. подготовить планы приведения существующих полигонов в соответствие с экологическими требованиями, где это целесообразно, и осуществить этих планы;
- до 2024 г. закрыть полигоны и свалки, не соответствующие стандартам экологической безопасности;
- к 2020 г. создать механизм, который будет гарантировать, что все расходы на строительство, эксплуатацию, закрытие, рекультивацию полигонов, обслуживание после закрытия и мониторинг полигона в течение не менее 30 лет (в том числе финансовые гарантии) покрываются за счет тарифов на захоронение отходов;
- до 2017 г. разработать национальную стратегию уменьшения объемов захоронения отходов, которые биологически разлагаются.
Контроль и руководство
Реализация политики в сфере обращения с отходами будет осуществляться под руководством Минэкологии и Минрегиона. В вопросах экономики они будут координировать свои действия с Минфином. Однако главный экономический инструмент для предупреждения и раздельного сбора отходов, то есть сборы с потребителей услуг, должен быть введен и контролироваться на местном уровне.
Индикативная оценка затрат на ключевые мероприятия стратегии, млн евро
Увеличение охвата услугами по сбору бытовых отходов с 77,46% до 84% до 2022 г.
45
Дальнейшее увеличение охвата до 90% населения Украины до 2030 г.
51,6
Увеличение охвата раздельным сбором отходов до 50% населения Украины до 2022 г.
48
Дальнейшее увеличение охвата до 90% до 2030 г.
72
Создание 50 центров сбора товаров и продукции, которые были в использовании, до 2022 г.
7,5
Установление схемы «Залог-возврат» для стеклянной тары
нет данных
Строительство 20 мусороперерабатывающих комплексов и сортирующих линий до 2022 г.
70
Строительство дополнительных 18 комплексов до 2030 г.
63
Строительство 140 центров приема отходов
21
Домашние компостерные
83,5
Модернизация мусоросжигательного завода «Энергия» в Киеве в краткосрочной и среднесрочной перспективе (до 2024 г.)
212
Строительство 150 современных мест захоронения отходов
1370 на 14-15 лет
Рекультивация и закрытие существующих полигонов и свалок
500