Рестораторы признают, что поток клиентов постоянно уменьшается.
Пока в так называемой «ДНР» катится в нищету и бесперспективность, на улицах Донецка есть место жизни красивой и богатой. Правда, не для всех – а только для избранных, которые могут позволить себе бутики, рестораны, дорогую одежду и прочие атрибуты «сладкой жизни». В заваленном комиссионными магазинами и секонд-хендами Донецке жены «новых новорусских» ходят по бутикам и покупают дорогие шубы либо везут их из магазинов Ростова и Новочеркасска. Дорогие рестораны на бульваре Пушкина забиты людьми и задымлены кальяном, передает со ссылкой на .
ИЗЫСКИ. Ресторан-пивоварня, который расположен недалеко от захваченной ДонОГА, остается одним из самых популярных мест. Здесь любят отдыхать как командиры боевиков, так и новоиспеченная «элита» «ДНР». Вероятно, именно поэтому на входе красуется наклейка, гласящая, что вход с оружием запрещен. В выходные попасть в заведение без предварительного бронирования столика довольно проблематично. «Место конечно можем подобрать, но людей вечером много всегда, – говорит официант заведения. – Бывают и скандалы, но, к счастью, за последнее время меньше».
Меню в ресторане на любой вкус, правда, далеко не на любой кошелек. Цены даже не по местным меркам довольно кусаются. Так, за порцию свиной рульки с тушеной капустой придется отдать 690 рублей (319 грн по курсу НБУ), цена салата «Цезарь» с креветками — 550 рублей (255 грн), а сибас на гриле обойдется в 775 рублей (358 грн). Алкогольное меню тоже не отстает. За 1960 рублей (906 грн) можно взять бутылку Аsti Martini, а за 9754 рубля (4509 грн) гостям предлагают бутылочку французского шампанского Dom Perignon. Мужчинам также есть что выбрать. За 50 граммов французского коньяка Frapin VS придется выложить 260 рублей (120 грн), а за 50 граммов коньяка Courvoisier VSOP – 320 рублей (148 грн).
БЕЗ МОРАЛИ И ЗАКОНА. Рестораторы признают, что поток клиентов постоянно уменьшается, а введенные боевиками правила, например, комендантский час, практически поставили крест на ночной жизни. Однако есть и те, для кого не писаны не только местные «законы», а и моральные нормы. «Простые люди все меньше заходят к нам, – рассказывает администратор одного из элитных заведений Елена. – А вот представители «ДНР», наоборот, прут валом. Приезжают на дорогих авто, с «дэнээровскими» номерами, обвешанными флажочками России, заказывают американский бурбон или виски, на худой конец, коньяк. У них денег достаточно, постоянно заказывают, как они говорят, «целую поляну» – мясо, салаты. Средний их счет может перевалить за 20 тысяч рублей (8700 грн) за двоих. Но нельзя сказать, что это любимые клиенты. Они ведут себя отвратительно, к официанткам пристают, хамят. Своим положением кичатся. Бывает, и с оружием захаживают, и демонстративно на стол кладут пистолет. И ведь мы реально ничего не можем им сделать. Один раз вежливо попросили их спрятать оружие или покинуть заведение, так они сразу психовать и материться начали. Мы позвонили в «комендатуру», но те не приехали».
ПУСТЫЕ ТРЦ. Торговые центры не могут похвастаться обилием покупателей, впрочем, как и хорошими брендовыми магазинами. Среди посетителей от силы 10-15 человек, которые бродят по «бутикам» рассматривая товары и не спеша что-то покупают. «Посмотрите на первый этаж ЦУМа, где расположены несколько торговых точек по продаже ювелирных изделий. Там никогда никого нет из покупателей, – уверяет дончанка Юлия Евдокимова. – В отделах мужской и женской одежды висят платья и костюмы с пятизначными цифрами на ценниках. Оказалось, что их можно выкупать и платить по частям. Вспоминается шутка из КВН, когда на слова восхищения по поводу нового галстука его владелец гордо ответил: «Да! Взял его по ипотеке!».
«АРИСТОКРАТКИ». С началом активных боевых действий в Донецке закрылись многие парикмахерские и салоны красоты. Мастера работали на дому у себя или у клиентов, частенько отказываясь выезжать в обстреливаемые районы. Сейчас ситуация изменилась, индустрия красоты в Донецке, конечно, не достигла даже подобия расцвета, как ранее, но уже не вызывает жалости. Впрочем, при средней заработной плате до 7000 рублей (3236 грн) далеко не все мирные жители могут себе позволить дорогостоящие процедуры по уходу за телом. По словам работников салонов красоты, их клиенты – вовсе не сотрудники бюджетных организаций, не шахтеры и не коммунальные работники.
«Наши клиенты – это нынешняя «аристократия», как они себя позиционируют. Девочки из банка, из «министерств», жены каких-то командиров — во всяком случае, они так говорят. Видно, что многое для них в новинку, они хотят сразу и все, денег не экономят. Очень напоминает начало 90-х, когда донецкие дамы выкладывали огромные суммы, лишь бы «оттюнинговать» себя по полной программе», – говорит Виктория.
По замечанию дончанки, сейчас она чаще видит женщин и девушек на высоких каблуках-шпильках, в дорогих шубах и провокационном мини, чем в 2014-2015 гг. «Эти женщины не боятся, что надо будет куда-то бежать или падать на землю от взрыва. Чувствуют себя очень уверенно, значит, не просто так», – уверяет администратор.
МЕНЯЮТ АВТО КАК ПЕРЧАТКИ. «Порше» и «лексусы» постепенно заполоняют дороги Донецка. Их можно увидеть на стоянках у супермаркетов и дорогих магазинов. Чаще всего в них — люди в военной форме. Были замечены уже и дорогие «эскалейды», и «кубики»-гелендвагены, кабриолеты и спортивные авто.
«В соседнем подъезде у меня есть знакомый, который сидит в каком-то там штабе «ДНР», так он за последнее время несколько авто сменил. То на «Мерседесе» катался, потом на «Вольво», сейчас на внедорожнике «Тойота». Я его как-то при встрече спросил, мол, откуда такая роскошь, а он лишь заулыбался, говорит: «Навоевал». Я вот и думаю, интересно дядьки воюют, когда у стариков пенсия чуть больше двух тысяч рублей (870 грн), у кого-то третья машина за год», – делится дончанин Святослав Самойлов.
Не гнушаются роскошными автомобилями зарубежного автопрома и лидеры боевиков. Причем на их автомобилях, несмотря на принудительный переход на автомобильные номера т.н. «ДНР», продолжают оставаться чисто вымытые украинские номерные знаки. «В Донецке, особенно в центре, часто можно встретить два внедорожника «Лексус», черный и белый, которые катаются парой. Вот, к примеру, на днях я их видел недалеко от городского МВД. Наглухо тонированные, с украинскими номерами, – рассказывает местный таксист Владимир. — Среди наших водителей все уверены, что это авто лично Захарченко. Кто за рулем – невозможно разглядеть, да я и не думаю, что он лично за руль садится. Но то, что это автомобили нынешнего «правительства», я уверен на 99 процентов».Справедливости ради стоит отметить, что рядовые боевики из числа местных жителей ездят и на менее элитных авто. «Но не в меньшей степени чувствуют себя хозяевами жизни. Полгода назад в мое авто на перекрестке влетел один такой на «Шевроле». Я двигался на зеленый, а ему горел красный. Он вышел, покачиваясь, сматерился перегаром в мою сторону, развернулся и уехал. А мне мой старенький «Ланос» пришлось ремонтировать самому», – делится дончанин Святослав Герасименко.